Чего
же не хватает вашему ребенку (о любви к детям)
Каждый человек, независимо от возраста
нуждается в пище, сне, тепле, физической безопасности. Но этого, оказывается,
недостаточно. Человеку нужно ещё, чтобы его любили, понимали, признавали,
уважали; чтобы он был кому-то нужен и близок; чтобы у него был успех в делах,
учебе, на работе; чтобы он мог себя реализовать, развивать свои способности,
самосовершенствоваться, уважать себя.
Любая потребность может оказаться
неудовлетворенной, и это приведет к страданию, а возможно, и к «разрушительным»
эмоциям. Предположим, человеку крупно не везет, одна неудача следует за другой.
Значит, не удовлетворяется его потребность в успехе, признании, самоуважении. В
результате у него может появиться стойкое разочарование в своих силах,
депрессия или обида и гнев на «виновников».
Ученые обнаружили и доказали несколько
важных фактов. Во-первых, они открыли, что самооценка сильно влияет на жизнь и
даже на судьбу человека. Так, способные дети, но с низкой самооценкой хуже
учатся, плохо ладят со сверстниками, учителями, менее успешны потом во взрослой
жизни.
Основа самооценки закладывается очень
рано, в самые первые годы жизни ребенка и зависит от того, как с ним обращаются
родители. Если они понимают и принимают его, терпимо относятся к его промахам,
он вырастет с положительным отношением к себе. Если же ребенка постоянно
«воспитывают», критикуют, муштруют, самооценка его оказывается низкой, он
чувствует себя ущербным.
Общий закон прост – в детстве мы узнаем
о себе только из слов и отношения к нам близких. Но инстинкт самосохранения
заставляет бороться за психологическое выживание.
Ребенок ждет подтверждений, что он
хороший мальчик, а ему говорят: «Ты плохой мальчик». Малыш, топая ногой,
возражает: «Нет, я хороший, ты сама плохая». В ответ часто родители могут
наказать ребенка, но этим лишь усугубляется его отрицательное переживание,
потому что сейчас его чаша горечи переполнена, и уши его не слышат, что говорит
родитель, его просто нужно выслушать.
От повторяющихся знаков любви у малыша
складывается ощущение: «я хороший», а от сигналов осуждения, неудовольствий,
критики – «я плохой».
Наказание ребенок чаще всего
воспринимает как сообщение «ты плохой!», критику ошибок «ты не можешь!»,
игнорирование – «мне не до тебя», «ты нелюбим».
А ведь если недовольство или страдание
ребенка повторяются по одному и тому же поводу, если он постоянно ноет, просит
поиграть, почитать, или наоборот драчлив, грубит, то причина в неудовлетворении
какой-то потребности. Ему, возможно, не
хватает вашего внимания или наоборот, чувства самостоятельности, или он
страдает от запущенной учебы или неуспехов в школе.
Насколько мать стремится почувствовать
переживания ребенка я наблюдала однажды. Идет молодая особа, целиком поглощена
разговором по телефону, а рядом рыдает малыш, нетерпеливо дергает за одежду. И
никакого внимания. Глядя на эту картину, сердце разрывалось: как хотелось
малышу, чтобы мама поговорила с ним о машинах, о птичках, о солнышке, ему
хотелось любви и внимания, быть услышанным, он соскучился за день по ней и
сигналил об этом своим плачем. Но, увы. Многие скажут, пустяк. Не пустяк, по
этой схеме мама будет и дальше выстраивать отношения с сыном. А через годы
станет жаловаться на его черствость
Душевная копилка ребенка работает
непрерывно. Неизгладимо влияние того, что бросается туда в младенчестве, а
дальше, по мере взросления, – в душе ребенка накапливаются или дары нашего
тепла, одобрения, принятия, или тяжкие камни окриков, критики, наказаний. В
результате, ребенок, в конце концов, приходит к выводу: «Плохой, ну и пусть! И
буду плохой!». Это – вызов, за которым скрывается горечь отчаяния.
Всегда ли мы это отчаяние слышим? Жизнь
показывает, что далеко не всегда. Неблагополучного ребенка продолжают
наказывать, критиковать, а затем и вовсе отвергают в семье и школе.
Однажды мама двоих сыновей – подростков
мне пожаловалась на старшего, что у него много проблем и в школе, и дома.
Разговаривая по телефону с мужем, который был в командировке, она спросила: «А
что ты купил нашему «чуду»?». За несколько часов, проведенных в их доме, я
бесконечно слышала ласковые обращения к младшему сыну: «Сыночка, Димочка»,
которых я насчитала 20, и ни одного к старшему. Я спросила у мамы, сколько раз
по имени она обратилась к старшему. На лице были недоумение и растерянность,
она была застигнута врасплох. Комментарии были излишни. Это был ответ на все ее
вопросы, почему мальчик не слушается, почему у него появилась не очень хорошая
компания.
А как живется в школе детям, которые
получают хорошие оценки, как учитель обращается к «отличникам» и как к
отстающим. В первом случае: «молодец», «отлично, как всегда», а во втором:
«опять не знаешь», «как всегда, не выучил», «когда же, наконец», «с тобой все
ясно».
О том, какой он «хороший», «дорогой»,
или никому не нужный, неудачник – ребенок узнает только от взрослых и, прежде
всего, от родителей.
И если его жизнь складывается из
отрицательных переживаний, расстраиваются многие сферы жизни ребенка. Он
становится «трудным» и для себя, и для окружающих.
Чтобы не допускать глубокого разлада
ребенка с самим собой и окружающим миром, нужно постоянно поддерживать его
самооценку, чувство самоценности. Прежде всего, нужно создать условия, которые
не противоречат, а отвечают его потребностям. Он хочет много двигаться –
создать для этого открытое пространство; хочет исследовать лужи – купить
высокие резиновые сапоги; хочет рисовать большие картины – купить кусок дешевых
обоев.
Моя знакомая мне рассказала, как
однажды, обнимая трехлетнюю дочь, она сказала: «Доченька, ты любовь моя,
счастье мое». Девочка спросила: «Мама, а если нелюбовь, то и несчастье?».
Что
же делать родителям, чтобы их ребенок рос счастливым?
Прежде
всего, конечно,
Ø безусловно
принимать его;
Ø активно слушать его переживания и потребности;
Ø бывать вместе (читать, играть,
заниматься);
Ø не вмешиваться в его занятия, с которыми
он справляется;
Ø помогать, когда просит;
Ø использовать в повседневном общении
приветливые фразы:
· «Я по тебе соскучилась»
· «Мне нравится, как ты…»
· «Как хорошо, что ты у нас есть»
· «Ты мой хороший"
Ø обнимать
по 8 раз в день,
и многое другое, что нужно для радости
вашего ребенка. Тогда он обязательно будет чувствовать себя счастливым, а вы не
узнаете, что такое трудный ребенок.
Если у вас что-то не получается во
взаимоотношениях с вашими детьми, позвоните по телефону 20-15-55 и вместе с
психологом вы обсудите свои трудности.