«Об
использовании офтальмотренажеров в учреждениях общего среднего образования»
В целях укрепления
здоровья детского населения в 2014
году санитарно-эпидемиологической службой области совместно с органами власти и
заинтересованными ведомствами продолжалась работа по реализации мероприятий профилактической направленности и
внедрению современных медико-социальных технологий
по созданию здоровьесберегающей среды, направленных на предупреждение и
снижение заболеваемости детей, в т. ч. «школьной».
Зрение для человека представляет величайшую ценность, и о том, как научиться
беречь его смолоду и сохранить на протяжении долгих лет активной жизни, должен
знать каждый.
Число близоруких учащихся
увеличивается по мере увеличения школьного стажа. Миопия чаще всего встречается
у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Многие ученики, пользуясь
отсутствием взрослых, совмещают выполнение домашнего задания с просмотром
телевизора или компьютерной игрой, что крайне недопустимо, так как это приводит
к быстрому утомлению глаз и снижению остроты зрения.
Кроме того, немаловажно
при появлении первых признаков утомления во время приготовления домашнего
задания дома, так же как и на каждом учебном занятии (кроме учебных предметов
«Физическая культура и здоровье», «Музыка») устраивать кратковременные перерывы
для выполнения комплекса упражнений по профилактике утомления органа зрения или
гимнастики для глаз с использованием офтальмотренажеров.
Методики офтальмотренажей сокращают в 2 раза продолжительность
статического напряжения, возникающего при длительном сидении за партой – позволяют периодически отвлекать взор
учащихся от книг, тетрадей, вовлекают в двигательную активность комплекс мышц
глаз и шеи.
И можно с уверенностью полагать, что ежедневное выполнение в режиме
учебного дня (на каждом уроке и дома во время приготовления домашнего задания)
нескольких упражнений из ниже предложенных в
приложении комплексов (или других комплексов упражнений по профилактике
утомления органа зрения учащихся, утвержденных в порядке, установленном МЗРБ) будет
способствовать сохранению и укреплению здоровья вашего ребенка, а так же профилактике
«школьной» заболеваемости, в том числе профилактике зрительного утомления, нарушений
осанки и остроты зрения у учащихся.
Приложение
Выписка из санитарных норм и правил
«Требования для учреждений общего среднего образования», утвержденных
постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27.12.2013 №
206 с изменениями и дополнениями, утв. постановлением МЗРБ от 29 июля 2014 г. № 63. согласно приложениям
Устройство офтальмотренажеров (электроофтальмотренажеров) и методики выполнения тренажей.
1. Сенсорно-координаторные тренажи.
Устройство
тренажеров (по В.Ф. Базарному).
В четырех верхних углах класса фиксируются яркие, привлекающие внимание
образно-сюжетные картинки (сюжеты-иллюстрации из народных сказок, известных
произведений, космической, военно-патриотической тематики, дорожные знаки
госавтоинспекции; сюжеты-пейзажи из природы, из жизни животных и другое), в
логической последовательности составляющие единый зрительно-игровой сюжет.
Например: «Водитель и дорога», «Пешеход и улица» (рисунок 1). Под каждой
иллюстрацией помещается в соответствующей последовательности одна из цифр: 1,
2, 3 или 4.
Средние размеры картинок – от половины до одного стандартного печатного
листа формата А4. Изображение на картинке должно быть четко различимо с
наиболее удаленной парты (стола) учащимися, не имеющими зрительных нарушений.
Картинки рекомендуется менять не реже 1
раза в 2 недели.
Рис.1. Пример сюжетных образно-зрительных картинок, используемых в методике сенсорно-координаторных тренажей
Методика выполнения тренажа.
1 - 2 раза за учебное занятие (в зависимости от его характера) все
учащиеся стоя, под команду педагогического работника «один, два, три, четыре»,
затем опять «один, два, три, четыре» и так далее фиксируют взгляд по очереди на
картинке соответствующей названной педагогическим работником цифре.
Общая продолжительность всего тренажа занимает в среднем 1,5 минуты,
при этом:
порядок счета через 30 секунд меняется на противоположный «четыре, три,
два, один»;
в заключительной части тренажа порядок счета задается в случайной
последовательности, например «четыре, один, три, два» или «два, один, три четыре» и так далее.
Продолжительность фиксации одного изображения учащимся в самом начале
тренажа составляет в среднем 0,5 секунды, а через 2 - 3 недели учащиеся
должны за одну секунду не просто механически «пробежать» глазами, но и успеть
осознанно увидеть все четыре картинки (сюжет).
2. Автоматизированная система
сенсорно-координаторного тренажа.
Устройство тренажеров.
Автоматизированная система
сенсорно-координаторного тренажа предусматривает монтаж в каждом классе
в четырех углах на потолке специальной технической системы, включающей четыре
сигнальные электролампы (рисунок 2) и позволяющей обеспечить их поочередное
вспыхивание (эффект «бегущего огонька»).
Рис. 2.
Размещение сигнальных электроламп при оборудовании в классе автоматизированных
сенсорно-координаторных тренажеров
Электролампы прикрываются плафонами закрытого типа окрашенными в яркие
цвета, к примеру цвета светофора (красный, желтый, зеленый).
Эффект «бегущего огонька» создается за счет автоматизированной общей на
учреждение образования (на несколько классов) системы управления через пульт.
В других вариантах система включает и музыкально-звуковой ритм,
подаваемый синхронно со световым.
Методика выполнения тренажа.
В середине каждого учебного занятия через пульт управления во всех
классах зажигается одна из сигнальных электроламп. Через 5 - 10 секунд
гаснет первая и быстро поочередно зажигаются вторая, третья, четвертая
электролампы. Педагогический работник обращает внимание на то, чтобы учащиеся,
стоя, внимательно следили за «бегущим огоньком» и при этом выполняли
интенсивные ритмичные движения головой, глазами и туловищем. Направление
высвечивания сигнальных электролампочек меняется автоматически: вначале
подается 30 - 40 сигналов по ходу
движения часовой стрелки, затем столько же – против часовой стрелки).
Продолжительность упражнений часовой стрелки 1,5 - 2 минуты, отключение
автоматическое.
Упражнения целесообразно выполнить в середине учебного занятия.
3. Зрительно-координаторные
тренажи с использованием схемы универсальных символов.
Устройство тренажеров.
На потолке выбирается поле, на которое наносится схема универсальных
символов максимально возможных размеров, выполненная с наружных сторон
светильников в виде зрительно-двигательных траекторий (далее – схема). Для
этого вначале выбирается поперечный размер овала, продольный его размер
рассчитывается путем умножения поперечного размера на 1,41 (рисунок 3).
Рис. 3. Схема зрительно-двигательных траекторий
При
этом траектории изображаются в следующих цветах:
«восьмерка»
– ярко-голубая;
«крест»
часовой стрелки – коричнево-золотистый;
наружный
овал – красный;
внутренний
овал – зеленый.
Методики выполнения
тренажа.
Вариант 1.
Учащиеся становятся в центре под схемой-тренажером и, следя глазами за
траекториями по направлению ориентирующих стрелок, выполняют
непроизвольно-сочетанное движение
глазами, головой и туловищем 10 - 15 раз по каждой траектории (по «овалам», по
«восьмерке» и по «кресту») по порядку указанных номеров. Упражнения
рекомендуется выполнять через каждые
15 - 20 минут.
Вариант 2.
Учащиеся, фиксируя взором
траектории (т.е. с постоянно поднятой головой), вначале учатся «обходить»
схемы-траектории, а затем «оббегать». Такие упражнения рекомендуем выполнять
примерно через каждые 1 - 1,5 часа.
КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ГЛАЗ
Комплекс
упражнений гимнастики для глаз
для I-IV классов.
1. Быстро
поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти.
Повторить 4 - 5 раз.
2. Крепко
зажмурить глаза (считая до трех), затем открыть глаза и посмотреть вдаль
(считая до пяти). Повторить 4 - 5 раз.
3. Вытянуть
правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными
движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, затем вверх и
вниз. Повторить 4 - 5 раз.
4. Посмотреть
на указательный палец вытянутой руки на счет от одного до четырех, потом
перенести взор вдаль на счет от одного до шести. Повторить 4 - 5 раз.
5. Исходное
положение – сидя, руки вперед. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки
вверх, следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить
одновременно с выдохом. Повторить 4 - 5 раз.
Комплекс
упражнений гимнастики для глаз
для V-XI(XII)классов.
1. Исходное положение – сидя,
откинувшись на спинку парты. Глубоко вдохнуть, наклонившись вперед к крышке
парты, затем выдохнуть. Повторить 5 - 6 раз.
2. Исходное
положение – сидя, откинувшись на спинку парты. Прикрыть веки, крепко зажмурить
глаза, затем открыть. Повторить 5 - 6 раз.
3. Исходное
положение – сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть
правой руки. Вернуться в исходное положение. Повторить 5 - 6 раз.
4. Исходное
положение – сидя. Поднять глаза
кверху, выполнить глазами круговые движения по часовой стрелке, затем против
часовой стрелки. Повторить 5 - 6 раз.
5. Исходное
положение – сидя, руки вперед.
Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх, одновременно вдыхая. Следить
за руками, не поднимая головы. Руки опустить, одновременно выдохнув. Повторить
4 - 5 раз.
6. Исходное
положение – сидя. Смотреть
прямо перед собой на классную доску 2 -
3 сек., перенести взор на кончик носа на 3 - 5 сек. Повторить 6 - 8 раз.
7. Исходное
положение – сидя, закрыв глаза. В
течение 30 сек. массировать веки кончиками указательных пальцев.